Посильная помощь храму

Вербное Воскресение

Проповедь протоиерея Александра Василенко на праздник Входа Господня в Иерусалим

Вход Господень в ИерусалимДорогие братия и сестры!
Сегодня Вербное Воскресенье – Вход Господень в Иерусалим, Неделя Ваий.*
Этот момент в жизни православного человека очень важен, потому, что сегодняшним днем заканчивается Великий Пост; завтра - начинается Страстная Седмица. Это - переход к более глубокому осознанию каждым человеком страстных дней Господа нашего Иисуса Христа.

 

 

 

 

 - Его вход в Иерусалим. На вольные страсти, как сегодня было сказано на богослужении. И, конечно же, тот народ, который кричит, радуется, встречая, как он думает, своего царя, так называемого земного царя, по его пониманию. Народ ликует, слышны эти восторги, крики, а Господь кроток, сидит на молодом осле и въезжает в Иерусалим, чтобы встретить свою смерть…

Вход Господень в Иерусалим

Вчера Он поднял Лазаря из гроба - совершил чудо из чудес, которое видели все и засвидетельствовали, многие в это уверовали. Видя покойника, уже четыре дня лежащего во гробе, и потом - как он выходит из гроба, конечно, - это должно потрясти любого человека. И иудеи все это увидели и, конечно, засвидетельствовали: да, этот человек - не просто человек, даже может быть, не просто пророк, это - Сын Божий! Сын Божий, который имеет власть над смертью, имеет власть решить, прощать и воскрешать. И, вот, вчера - это было знамением. 

Вход Господень в Иерусалим

Этот момент очень важен для каждого, потому, что этот Лазарь четверодневный, по сути, - каждый из нас. Наша жизнь разделяется на две части: до Христа и после Христа. И, вот, этот момент, когда Христос приходит в твою жизнь, Он к тебе воззывает из гроба, где ты уже умирал, где ты уже тлел, в прямом смысле этого слова, и разлагался… И ты слышишь голос: выйди из этой жизни! Выйди из гроба, выйди из тени, выйди к свету, который Я тебе даю! - говорит Христос. Мы умираем в грехе своем, но, услышав голос Христа, восстали из этого гроба, выходим лицом к лицу прямо к Богу, видим Его Свет, видим Его Любовь, видим Его Мир, который Он нам дает. И это - наше благо. Мы этого не заслужили, но удостоились от Его любви к нам. И по Его любви к нам входит сегодня Господь в Иерусалим, чтобы еще раз доказать Свою любовь. Каким образом? - Он умирает на кресте: вот, так я вас люблю, люди мои, - потому я за вас проливаю Свою кровь. И нет большей любви, как эта любовь, как доказательство того, что истинно: Я тебя люблю и отдаю все, что у меня есть - за тебя отдаю! Жизнь свою отдаю…

Вход Господень в Иерусалим

И сегодня это свидетельство мы с вами тоже подтверждаем. Мы берем ветви вербы, которая первой распускается весной, и встречаем, встречаем наше спасение. Многие понимают, - Слава Богу, много народу в храм приходит, что вербу надо принести освятить, взять домой и традиционно поставить у икон. Но понимают ли смысл всего этого - для чего? Что он символизирует? Он говорит: я встречаю жизнь! Иудеи, может быть, они заблуждались, но они делали это от чистого сердца: снимали одежды, полагали их к ногам осла молодого, на котором ехал Христос; резали пальмовые ветви, устилая ими ковер пред Богом, пред Христом, которого они понимали царем. Но мы-то с вами уже знаем и понимаем, что это приходит не царь земной, а царь Славы, царь неба и земли, царь, который имеет ключи от царствия небесного. И отворяет его каждому из нас. И мы сегодня этот момент встречаем. Встречаем его всем сердцем - вот, что с нами должно произойти: мы открываем свое сердце для Бога. И входит туда Господь, входит навсегда. Мы Его принимаем в свое сердце и уже никогда от Него не отказываемся, потому, что мы знаем, что дальше без Него будет гроб, в котором лежал Лазарь. Лежал и тлел там. Без Христа - это и есть тление! Только голос Христа нас может разбудить: Встань! Выйди из этой тьмы! Из смерти выйди! Я тебе дам жизнь вечную!

Вход Господень в Иерусалим

Мы берем вербу, которая символизирует пальмовые ветви, и идем навстречу Христу. Видим Его, встречаем Его, радуемся Ему. Но в тот момент мы понимаем, что эта радость прервется трагедией - начинаются дни страданий Христа. Но потом эта радость удвоится и утроится, потому, что мы увидим воскресшего Христа. Так же, как это увидели ученики Христовы, и мы это с вами должны лицезреть.

Вход Господень в Иерусалим

Дай нам Бог, дорогие мои, чтоб сегодняшние дни, праздничные дни, дни поста нас подвели к этому рубежу и духовной высоте. Давайте не будем этого бояться, потому, что у каждого из нас есть своя высота, есть свой максимум, в который мы с вами должны войти, который Господь нам определяет. И каждый день мы с вами должны эту вершину брать. Каждый день! Каждый пост мы с вами должны что-то сделать, чтобы как-то оторваться от этого гроба Лазарева. Как-то оторваться от этой земли и оказаться ближе к Богу. Получилось у нас нынче - не получилось? Не знаем. Давайте подумаем и порассуждаем: время, которое нам дается, - дорогое время и мы, может быть, не совсем правильно распоряжаемся им. Как говорит пословица: если ты потерял золото, то золото можешь найти - восстановить, деньги можешь найти, что-то еще… А если потеряешь время? Как ты его восстановишь? Никак уже. Никак! Только, если покаяться со слезами: Господи, прости неразумного! Полжизни в никуда, а, может быть, больше, но ушло в никуда, - как в песок вода уходит! Ее уже потом не поднимешь воду эту, не достанешь, не отделишь ее от песка. А это - наша жизнь, наши поступки. Это - может быть, судьба, нам изуродованная, и нами попусту истраченная… Силы, разум, интеллект - все ушло в песок! И сам - ушел в тление, и ничего не осталось у тебя…

Вход Господень в Иерусалим

Если не будет этого подъема нашего ежедневного, ежечасного, подъема в каждый пост, то тщетно наше усердие и тщетны наши надежды на какое-то милосердие, потому, что сами-то ничего не сделали. И, вот, давайте, подведем итог и войдем в страстные дни уже по-другому, более осознано: по-другому понимая жертву Христа - ту кровь, которую Он проливает за нас. По-другому понимая сами себя - как мы стоим возле креста. Давайте, встанем рядом с крестом, на котором распялся Христос, и переживем этот момент вместе с ним. Вместе с Матерью Божией, вместе с апостолом Иоанном. Попробуем пережить: хватит нам сил или не хватит?… Пожалеем мы себя или не пожалеем? Или - полностью отдадим себя Богу, также, как Иоанн. И, началась другая жизнь, - в Христовой Церкви. И мы в этом должны участие принимать. Не будучи под крестом, не переживая боль - мы не христиане. Мы не можем понять Христа, если мы не будем рядом с ним на кресте. Как можно пережить крест? - Увидеть себя, увидеть свою немощь, увидеть свой грех, увидеть свое богоотступление. И увидеть цену нашей жизни. Какая цена нашей жизни, когда Господь проливает свою кровь на кресте? Вот цена нашей жизни: кто-то наслаждается, кто-то извращает свою жизнь, кто-то превращает ее вообще в ничто, кто-то эту жизнь бережет разумно… Каждый раз мы должны вставать возле креста и переживать этот момент - распятия и искупления - нашего искупления! Твоего искупления - личного искупления пред Богом! Может, мы проснемся, уразумимся - что мы совершаем, как мы совершаем? Правильно ли мы встречаем Господа нашего, который въезжает в Иерусалим на вольную страсть, чтобы отдать жизнь за нас с вами?

Вход Господень в Иерусалим

Это - не слова, дорогие мои! Наша беда, может быть в том, что мы привыкаем к словам. Мы привыкаем к тексту, мы привыкаем к стоянию, мы привыкаем, может быть, говорить о своих грехах. Но мы не испытываем той боли, не испытываем той остроты, которую должны испытывать сегодня. Когда подходим на исповедь, мы должны испытывать совсем другие чувства - они у нас притупляются. Это, может быть, у нас естество человеческое такое - привычка? Но этой привычки не должно быть здесь. Она может быть в другом месте, но в церкви, что касается духовного твоего стояния, твоего совершенствования - здесь не может быть привычки! Привычка поститься, привычка молиться, привычка ходить в церковь по воскресеньям и по праздничным дням, привычка исполнять все, что церковь предписала… Это – жизнь. И все, что в ней происходит, мы должны переживать заново. Заново! И, если мы научимся воспринимать и делать заново - это будет наше совершенствование. Совершенствование наше во Христе - духовное совершенствование. Если мы этого не научимся делать - мы будем стоять просто так, как жена Лотова - стоит столбом соляным - и все! Одно стояние - внешне - есть, а духовности нет. 

Вход Господень в Иерусалим

И, вот, сегодня, чтобы не было нашей пустоты, нужно остро пережить и Крест Господень и Его страдания, Его вход, Его понимание - понимание, что он въезжает туда, в этот град Иерусалим, чтобы отдать свою жизнь… Этот момент сам по себе - трогательный: Христос знает, куда идет, знает, зачем идет, знает, что будет, и – делает это… Потому, что Он - любит нас. И это условие: Он спасает нас с вами - отдает себя на распятие.

Давайте, же, дорогие мои, это все переживем. Попытаемся, чтобы пост, который мы с вами сегодня заканчиваем, - и я очень хотел этого, - чтобы он оставил добрый след, глубокий след, благодатный след в нашей жизни. Прошел еще один год со времени Великого Поста - у кого-то, может быть, первый год, у кого-то, - это может быть, десятый пост, у кого-то - и более того. Но насколько он отражается на нашей душе, какую на нее налагает печать? Я знаю, что некоторые люди, действительно, увидели другую жизнь: они коснулись другой жизни, когда начали поститься - этим постом, другим постом. Они приходят и не могут выразить своего состояния, говорят, что я столько лет был, жил и не знал, что такое состояние может быть у человека, что такое Бог может даровать! Он этого даже не знал! А прожил, может быть, полвека или более… И сегодня приходит: он - другой человек. Это - чудо, которое происходит рядом с нами!

Вход Господень в Иерусалим

Рядом с нами стоит человек и - чудо совершается каждый раз, когда он постится, когда он кается. И это все, действительно, происходит на наших глазах. А у нас - что-то притупилось или мы не так понимаем. Давайте, понимать, дорогие мои, что пост - это очень важная вещь. И во время поста мы - как весенняя природа: почки распускаются, тепло, солнце, все оживает - вот, в каком состоянии мы должны быть сегодня! После поста, во время поста мы должны скинуть с себя этот гроб Лазарев, выйти из него, как новое растение весной: благоухание, свет, солнце, чистота, новая жизнь - вот, что такое пост! Вот, в каком состоянии мы должны Пасху встречать! И тогда у нас будет радостная Пасха. Тогда проникнет в нас эта Пасха которая дает нам жизнь вечную! Но, чтобы это было не по привычке, не по инерции.

Вход Господень в Иерусалим

С праздником вас всех - днем воскресным, с Вербным Воскресением!
На следующей неделе у нас начинаются богослужения с 8 часов каждый день. Первые три дня - будет Литургия Преждеосвященных Даров, в четверг на Литургии – воспоминание Тайной Вечери... В Пятницу - Литургии нет, в 14 часов - вечерня. В Великую Субботу - на Литургии Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем предуказывается и славное Воскресение Христово.

Вход Господень в Иерусалим

Так, что - готовьтесь! И не только внешне. А то - сейчас мы все по домам своим - готовиться к Пасхе. К кухне, в домах окна протирать, стены мыть - это тоже надо, конечно. Но, если у нас будет око наше мутное, хоть и протирай окна, все равно они дадут нам мало света для нашего духовного состояния. Так, что лучше давайте, сначала око наше духовное очистим, сердце наше смягчим, а потом приведем в порядок свой дом и тогда уже встретим Пасху так, как полагается! 

Вход Господень в Иерусалим

Храни вас Бог и Матерь Божия!
* Вайи - ветви; в Евангелии говорится о пальмовых ветвях, а в более северных странах их заменяют вербы.

Фотоальбом: Вербное Воскресение 2014

 

Реквизиты для пожертвований

Просим обращаться в храм Ксении Петербургской, Смотреть здесь

664009 г. Иркутск, Советская, 57а, тел. 53-20-89

он-лайн

Поделись с друзьям

Яндекс.Метрика
^ Наверх ^