Посильная помощь храму

Прощеное воскресенье. Проповедь протоиерея Александра Василенко

Великий пост     Дорогие о Господе братья и сестры!

 

    Завтра начинается  Великий пост, к которому надо подойти с чистым сердцем, с чистой совестью, с ревностью о Боге, с желанием быть в его правде, желанием быть в его чистоте. Сегодня мы с вами слышали Евангелие. Господь нам повествует: как мы должны это делать, как должны ценить, то, что имеем, и, какие ценности должны быть у нас в этом мире.

 

 

 

   Он говорит о посте: не будь лицемером, когда постишься, не будь притворно поклоняющимся. Помажь голову свою, умой лицо свое, стань пред Богом, чтоб только Он тебя видел, а не люди, и Он воздаст тебе. Он говорит, что есть такие вещи, которые ведут нас в тьму кромешную, которые ведут нас в ад кромешный, что отягчают наше сердце и отвращают нас от Бога. Есть сокровища земные, не только золото, - сокровище, которое отводит нас порой от истины. Он говорит, что есть сокровище истинное, которое никогда не сможет быть похищенным на земле, это сокровище, которое не имеет цены. Это сокровище, которое есть у Бога: наша вера, наша любовь, наше делание. Это сокровище ни моль и ржа не истребляют и воры не подкапывают и не крадут. Оно нас научает быть милостивым, прощать всех и вся, потому, что это меч обоюдоострый с двух сторон: ты прости - и тебя простят. И сегодняшнее слово из Евангелия о том, как вы хотите, чтобы с вами люди поступали, так и вы поступайте с ними. Эти основы, которые в нас сегодня влагаются из Евангелия, они должны быть у нас в сердцах, должны быть частью нашей жизни духовной - эти заповеди, эти простые истины. И тогда наш пост будет приятен Богу. Тогда мы можем сказать, что постимся постом, приятным Богу. А до этого - это пост не приятный Богу. Потому, что мы к нему подошли не с чистым сердцем, не с чистым намерением. Так, попоститься, поклониться, изобразить прощение. А сказать просто "прости", не прощая - вот ошибка наша. Это - корень нашего зла сегодня. Сколько раз это говорить, повторять друг перед другом: сказать " прости", но не прощая?.. Находя, ища себе облегчения, но не другому. Думая, что сказали слово это и - уже как будто с нас грех снят. А на сердце - все равно неспокойно, сердце все равно не с миром, потому, что это слово не искреннее. Сказать слово "прости" - это, дорогие мои, духовный подвиг надо делать, - так это должно быть сказано. Это вера в Бога, это абстракция Бога во всех его реалиях, это - любовь к Богу во всех ее проявлениях, это- любовь к брату, к ближнему своему. Вот тогда - ты говоришь
"прости" и Бог слышит. Не языком говоришь, -  говоришь сердцем, говоришь всем умом своим, всем помышлением своим - и этот пост приятен Богу. И ты получаешь то же самое, что даешь человеку, рядом с тобой стоящему: ты его любишь, ты его прощаешь, ты его понимаешь, ты сожалеешь о ситуации, которая между вами произошла. Ты говоришь "прости" - это слово - не просто звук, это слово вырывается из сердца и оно исцеляется. Потому, что, где наше сердце - там и будет наше сокровище. Если сердце это доброе - оно ликует. Как ликует сердце? Во время поста может наступить Пасха уже у человека, потому, что он искренен перед Богом. Но когда искренности нет, - и во время Пасхи не может быть того настроения, которое нам обещает Бог.
     Среди всех событий, которые сегодня происходят в мире, немало таких, которые направлены к тому, чтобы нас с вами ожесточить. Чтобы не было мира среди нас, в первую очередь среди христиан православных, чтоб был везде раздор, чтобы везде было непонимание, чтобы была корысть, чтобы везде была нелюбовь. Этим движется сегодня мир. А куда он движется - я понимаю, мы знаем: разделяется общество наше человеческое, разделяется наше человечество. По нашим делам, по внутреннему нашему состоянию мы далеко от человека – по образу и подобию Божьему. И Господь нас пытается подвести каждый день, каждый раз, каждый год в преддверии Великого поста: стань человеком, в конце концов! И это уже длится не год, не два, не три. Перед каждым постом говоришь: делай, что полагается! Когда делаешь бездумно, бездушно, когда делаешь лицемерно, когда делаешь неискренне - какая твоя жизнь? Нечистая и неискренняя. И в этой жизни ты претерпеваешь много бед, потому, что сеешь – то и пожинаешь. Идея добра и любви - это наше сознание, христианские сознание. И здесь никого не обманешь. Неискренностью своей  будешь сам обманут. Какой мерой меряете, такой и на нас мерят. Отмерится от Бога, отмерится от нашей жизни, отмерится от нашего ближнего. Но, как говорит апостол: что хочу, того не делаю, а что ненавижу, то творю - вот наша беда! Вот наши греховные натуры! Почему так делаем, почему так говорим? Может, Бога не боимся? А, может, наша вера - пришли здесь поприсутствовать, просто быть в каком-то новом деле, прежде для нас невиданном, как-то здесь себя еще проявить? Может, здесь ошибка наша бывает, а, может, нет страха Божьего? Может, нет понимания, что закончится наша жизнь и мы будем ответ держать? Может быть, мы это понимаем, но   завидуем, прелюбодействуем, крадем, лжем …И там счетчик у нас по-другому работает. И как? Мы боимся себя отдать, ради любви, боимся собой пожертвовать ради Бога. И мы будем ответ держать. Боимся собой пожертвовать ради правды Христовой...Господь нам говорит: где наше сердце, где наше сокровище, где наши дела, которые мы должны делать?  Вот о чем надо думать во время поста и до поста и вообще, все время. Но сегодня – особо. Потому, что я хотел бы, чтобы наше слово "прости" было именно с болью, с кровью, если хотите, потому, что иначе нельзя. Обман приходит из года в год - мы с вами пребываем в этом состоянии. Ты думаешь, все уже сделано, то есть, я поголодал в великий пост и похудел, значит, я хорошо постился - ложь это все! И Бог видит наше сердце, наши желудки, наши мысли - если ты злой, если не простил. Небу важно все.
     Дорогие мои, подойдем к этому внимательно, серьезно. Сам Господь дает шанс потому, что мы с вами - есть одно. У всех у нас, с вами здесь стоящих, одно начало, один Отец, один Спаситель, одна вера, одно таинство, которое мы сегодня потребляем - оно дает основание все, что нужно иметь единое: единая церковь Христова, одно тело, один организм. Организм живет одной кровью. Если организм обладает отравой - он страдает. У него должна быть истинная жизнь - его жизнь есть Христос: его тело и кровь. Мы должны сейчас любить, прощать, совершать, совершенствоваться. Мы не должны стоять на месте. По большому счету, если говорить честно, то мы с вами скатываемся назад. Мы приходим в храм чище и лучше, искреннее и правдивее, честнее приходим в храм. Но, вот, привыкнув, мы чувствуем уже себя по-другому, и говорим по-другому, и действуем по-другому, а это- уже кощунство. Мы должны возрастать: от возраста возрасту, а мы -  наоборот, слабеем и даем волю нашим страстям. Так, что будем искренними, дорогие мои, будем искренни перед Богом, друг перед другом и слово "прости" должно оно вырваться из сердца нашего с полным сознанием, желанием быть прощеным самим.
      Дай Бог, чтоб мы начали наш пост Великий с чувством покаяния. Пусть эти слова будут редки, но я думаю, будут правильными. Пусть они нас обличают - кто вас обличит? Давайте говорить правду, в первую очередь себе говорить. Не такой ты уж и хороший, как о себе думаешь. Какой ты думающий христианин, как далеко ты зашел, причем дорога эта опасна, а Господь дает возможность выйти на ровный путь и исправиться. Давайте, используем эту возможность, не упустим этого шанса. Скажем Богу о прощении, скажем Богу о покаянии, покажем ему свое смирение, покажем Богу свою любовь, и тогда этот пост будет угоден Богу и нам полезен.
    И сегодня по традиции во всех храмах собираются люди для того, чтобы начать пост с покаяния, начать с прощения. Сегодня соберемся и мы для совершения чина прощения.
Может, сегодня вечером по каким-то причинам с кем-то из вас мы уже не увидимся. Поэтому я хочу сказать вам: я имею все те немощи, которые я перечислил сегодня. В первую очередь я открыл их в себе. Я много ошибаюсь в своем делании пастырском. Через немощь физическую, духовную нищету, которой я обладаю. Я об этом сожалею, дорогие мои. Сожалею, что кого-то, может, из вас обидел или словом, или действием, или возражением или не смог отдать свои силы и терпеть что-то как-то. Я - человек немощный, дорогие мои. Я прошу у вас прощения. Простите меня!

   …После этих слов, произнесенных с великой силой покаяния и душевной скорби, отец Александр склонился в глубоком земном поклоне перед своими прихожанами…  Взволнованный народ только и смог выдохнуть: и вы нас, батюшка, простите! И после этой прочувствованной проповеди, прихожане с братскими объятиями и целованием стали виниться друг перед другом, прося прощение. В храме слышалось: прости меня великодушно за то, что забыла, сказала, подумала, не сделал, не услышал, обидел…Прости, за то-то и то-то, вот тогда-то и тогда. Все было очень по существу и от души. Все было как-то ясно и просто. У многих на глазах были слезы. Слезы покаяния и искреннего прощения. Люди выходили из храма со светлыми лицами и светящимися добротой глазами. Покаяние и прощение распрямляло спины и разливало тихую радость в душах людей…
     Великое это дело, когда можешь сказать «прости», и какое это облегчение, когда тебя от всей души прощают!
 

 

  

 

  

 

Реквизиты для пожертвований

Просим обращаться в храм Ксении Петербургской, Смотреть здесь

664009 г. Иркутск, Советская, 57а, тел. 53-20-89

он-лайн

Поделись с друзьям

Яндекс.Метрика
^ Наверх ^